Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

МБОУ "Осинская СОШ №1"

669200, Иркутская область, Осинский район, с.Оса, ул.Свердлова, 3

Отзывы и предложения

Интернет-приемная

Войти на сайт

Полезные ссылки

Министерство образования и науки РФ

Федеральный портал "Российское образование"

 

 

 

 

 

 
 

Сейчас на сайте

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

План работы на 2018-19 уч. год

                                                                               Утверждено

                                                                             Директор школы:      ___Н.Н.Гимазова    

                                     Приказ № ____                                                  

                                                                 от « ____» __________2018г.   

 

 

 

 

Годовой план работы
школьной библиотеки

МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа №1»

на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Оса

 

«Анализ работы школьной библиотеки»

 

В течение учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом  разделов общешкольного плана.

 

Краткая справка о библиотеке.

Школьная библиотека расположена на первом этаже. Библиотека школы занимает отдельное помещение  площадью 112,3 м2.

Структура библиотеки: абонемент совмещенный с читальным залом, три книгохранилища.

Библиотека оборудована: стеллажи для книг; шкафы; столы для читателей; стулья; 2 компьютера, принтер, проектор, имеется Интернет.

Организует работу библиотеки – заведующая библиотекой – Сирина В.П., библиотекарь – Ефимова Е.П.

Режим работы библиотеки с 8.30 до 15.30, ежедневно, выходной день-суббота, воскресенье

 

Основные контрольные показатели.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Функционирует  фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные наглядные пособия. В сентябре 2018 г библиотека получила  ИБЦ

Анализ пополнения фонда за 3 года

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Учебный фонд

1388

1716

1892

1723

Художественная литература

-

-

-

 

Фонд медиатеки (диски)

2193

2268

-

 

 

Количественный состав библиотечного фонда. 
Всего –26723. 
Учебный фонд – 16723
Художественный фонд –10000

Фонд медиатеки – 2268 экз.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

  • книга суммарного учета фонда библиотеки;
  • инвентарные книги;
  • папка «Акты на списание»;
  • картотека учета учебников;
  • картотека журнальных и газетных статей;
  • Систематический и алфавитные каталоги;
  • тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
  • папка «Накладные»;
  • Дневник библиотеки;
  • читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Сделан заказ на новые учебники на 2018-2019 учебный год. В формировании заказа участвовали библиотекари, руководители ШМО и администрация школы.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет  100%.

В целях профилактики сохранности учебников библиотекарями постоянно  проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах; рейды по сохранности учебников.

Количественная характеристика читателей. 
Всего обучающихся – 806; читателей –  628 чел. 
Из них: 
Обучающихся начальной школы –325
Обучающиеся средней школы – 323
Обучающиеся старшей школы – 87

Обучающиеся СКК - 71
Сотрудники школы – 60

Прочие – 29

Читателями библиотеки являются практически все учащиеся и сотрудники школы.

 

 Основные показатели работы школьной библиотеки.  

  • число посещений – 27812
  • книговыдача – 21234
  •  обращаемость фонда – 0,9
  •  средняя читаемость – 37 %
  •  средняя посещаемость – 25
  •  книгообеспеченность – 38

 

Краткая информационная справка о проведенной массовой работе с читателями:

Обзоры литературы – 5; беседы – 32; громкие чтения – 18; книжные выставки – 21; утренники – 2;  викторины – 8; презентация сказки – 2; операция «Живи, учебник» – 4; информационные уроки -72; конкурсы – 4;  папки, рекомендательные списки, памятки- 17; анкетирование – 2; выдано справок – 2796.

 

Основные направления, содержание и формы работы.

Основные направления работы:

  • Формирование фондов библиотеки.
  • Работа с читателями (индивидуальная, массовая).
  • Справочно-библиографическая работа, работа в читальном зале.
  • Информационная и воспитательная работа.
  • Реклама и создание нового имиджа библиотеки.
  • Работа с документацией.
  • Профессиональное развитие сотрудников библиотеки.
  • Пропаганда чтения и книги среди учащихся.

 

Содержание и формы работы:

  1. Работа с фондом:
  2. Сформирован общешкольный заказ на учебники.
  3. Проведена диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками.
  4. Создан банк данных на учебники, реализуемые в школьных программах
  5. Проведена работа по сохранности учебного фонда:
  6. ремонт учебников
  7. работа с задолжниками (беседы)
  8. проведено 3 рейда по проверке учебников (Операция «Живи, учебник»)
  9. Проведен День книги.
  10. Списание ветхих и устаревших учебников.
  11. Проведен учет библиотечного фонда.
  12. Расстановка фонда по таблице ББК.
  13. Прием и обработка вновь поступившей литературы.
  14. Справочно-библиографическая работа:
  15. В течение всего года велась работа по редактированию справочно-библиографического аппарата. Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители.
  16. Отредактирована картотека «Учебники».
  17. Оформлены  папки «Государственные символы России», «Дорожная азбука», «Уголок пожарной безопасности» и др.
  18. Созданы рекомендательные списки литературы для учащихся начальной школы на лето.
  19.  Оформлены стенды   – «Уголок здоровья», «Этот загадочный, удивительный мир», «Байкал», «Книги – юбиляры», «Неделя детской книги», «Книга – твой друг» и другие.
  20. Выполнено 2781 запросов от читателей различного характера.
  21. Была оказана помощь учителям при подготовке к аттестации, открытым урокам, классным часам.
  22. Проведены библиографические обзоры.
  23. Работа по формированию библиотечно – библиографических знаний:

С целью формирования у учащихся навыков независимого пользователя библиотеки, обучения пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации, а также способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия в библиотеке было проведено 72 информационных уроков по темам:

  • «Знакомство с библиотекой»,
  • «Правила обращения с книгой»,
  • «Книга – великое чудо»,
  • «Структура книги»,
  • «Выбор книг в библиотеке»,
  • «Создаем библиотеку»,
  • «Твои первые энциклопедии»,
  • «Работа с книгой»,
  • Работа с читателями:

Индивидуальная работа.

  • Обслуживание читателей на абонементе.
  • Проведены  рекомендательные беседы с учащимися о книгах.
  • Проведен анализ читательских формуляров с 1 по 11 класс.
  • Индивидуальное информирование детей о новых книгах.
  • Велась работа с должниками.

Массовая работа.

Оформлены следующие выставки:

  • «Литературный портрет» (А.К. Толстой, Б.С. Житков,  Е.А. Пермяк, М. Цветаева, Н.Н.Носов, Ш. Перро, Л.Н. Толстой);
  • «Чудесный мир сказок», Забытые книги», «Вместе с нами к новым знаниям», «Мой край родной», «Духовная безопасность детей», «Книги-юбиляры – 2017», «Зимняя сказка», «Славные страницы Российской истории»,  «Курение вредит вашему здоровью», «Книги эти обо всем на свете»,  «Наркотик и его зависимость», «Быть здоровым модно»,  «Азбука здоровья», «Азбука дорожного движения».

Участие в предметных неделях: неделя русского языка и литературы, неделя математики, неделя начальных классов.

Громкие чтения -  сказки «Сказка о попе и работнике его Балде», «Три поросенка», Катаев «Кувшин и дудочка», «Красная шапочка», К.Чуковский «Крокодил», С.Михалков «Дядя Степа», Н.Носов «Незнайка на Луне».

Викторины – «День птиц»,«Знаем ли мы сказки А.С.Пушкина?», «В гостях у старого сказочника», «Путешествие по книгам К.Чуковского», «С ним знакомы мы с детства».

Проведены в библиотеке следующие праздники: «Прощание с Азбукой», «Сагаалган», в рамках аттестации библиотекарей, проведены открытые библиотечные уроки посвящённые Великой Отечественной войне и др.

  1. Работа с педагогическим коллективом:
  2. Проведена консультативно-информационная работа с учителями- предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников.
  3. Доведена информация о новых поступлениях литературы в виде информационных обзоров и информационных бюллетеней.
  4. В течение учебного года была оказана необходимая помощь учителям в подготовке уроков, классных часов.
  5. Провели рейды по проверки сохранности школьных учебников.
  6. Помогали по ремонту книг.
  7. Для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам.
  8. Обслуживали читателей на абонементе. Учились  записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов.
  9. Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.

В  конце года был проведен анализ  читательской активности учащихся. По результатам  анализа  можно сделать следующие выводы.

В 2017-2018 учебном году средние показатели читательской активности остались на том же уровне (75 %). Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей не уменьшилось во всех ступенях:

 1-4 классы     с 82% до 96%,

 в 5-8 классах с  66% до 74%, 

в 10-11 классах с 60% до 71%.

Проведен анализ читательских формуляров 1-4 классов. Всего проверено –264 формуляров. Чаще других посещают библиотеку обучающиеся 1 «г»,1 «б», 2 «а», 2 «г», 4 «а», 4 «б», 3 «а». Среди “самых читаемых книг и авторов” – Маршак, Драгунский, Носов, Сладков, Чаплина, Дефо, Волков, Успенский, Пушкин, бр.Гримм, Андерсен.

Так же в конце года среди обучающихся 1 - 4 классов проведены конкурсы «На самый читающий класс» и на звание «Лучший читатель года». 

 

Повышение профессионального уровня.

  • Принимаем активное участие во всех заседаниях МО библиотекарей, семинарах.
  • Постоянно изучаем журналы «Школьная библиотека» и газеты «Библиотека в школе».
  • Совершенствуем и применяем в своей работе традиционные и  новые библиотечные технологии.
  • Проходим аттестацию.

Взаимодействие с другими библиотеками.

Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с детской библиотекой. Начальные классы и дети среднего и старшего звеньев  регулярно в течение года посещают  эту библиотеку, участвуют в мероприятиях: диспутах, викторинах, тематических часах.

Выводы.

  • Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены.
  • Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
  • Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
  • В учебном году увеличилось количество читателей, книговыдача, посещаемость библиотеки.

Предложения.

  • Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
  • необходимо активизировать читательскую активность в старшем звене.
  • Продолжить работу над повышением качества и доступности информации,  качеством обслуживания пользователей.
  • Основной задачей на будущий год оставить – привлечение детей к чтению через индивидуальную и массовую работу.
  • Стремиться к 100% охвату чтением всех учащихся школы.
  • Продолжить работу с электронным каталогом и картотеками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Задачи школьной библиотеки:
  • Обеспечение учебно – воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
  • Приобщение читателей к художественным традициям
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и родного края;
  • Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до пользователей;
  • Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств (книг, учебников);
  • Привить интерес к чтению.

Основные функции библиотеки:

  • Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели;
  • Информационная – предоставлять возможную информацию; оформление и расстановка фондов, ведение каталогов, карточек, ведение учётной и планово – отчётной документации;
  • Культурная – деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам, проведение занятий по ББЗ).

Направления деятельности библиотеки:

Работа с учащимися:

  • Уроки культуры чтения;
  • Библиографические уроки;
  • Информационные и прочие обзоры литературы.
  • Поддержка общешкольных мероприятий:
  • Предметные недели естествознания, русского языка, детской книги и др.
  • День знаний
  • День земли
  • Масленица
  • Рождество
  • 23 февраля
  • 8 Марта
  • 14 февраля и др.

Общественные акции:

  • День борьбы с наркоманией и табакокурением и др.
  • Оформление стендов, выставок
  • Отчёты о работе и планирование деятельности библиотеки, создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг.

Воспитательная работа:

  • Формирование у школьников независимого библиотечного пользования
  • Обучение носителями информации, поиску, отбору информации
  • Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения
  • Организация выставок, стендов, проведения культурно- массовой работы

 

Информационная работа:

  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
  • Обзоры новых поступлений
  • Совместная работа по составлению заказа на учебную литературу
  • Оформление книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету
  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
  • На абонементе
  • В читальном зале
  • Подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений
  • Помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

Работа с читателями:

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

2.1 Библиотечно-библиографическая и информационная работа

1                     

Мероприятие «Путешествие в мир книг». Знакомство первоклассников с библиотекой

сентябрь

2                     

Экскурсия по книжному городу: «Путешествие в «Страну – Читалию»

октябрь

3

Библиотечный урок для 1 класса «Основные правила пользования библиотекой. Правила обращения с книгой»

 февраль

4

Библиотечный урок для 2 классов «Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»

октябрь

5

Библиотечный урок для 3 классов «История письменности и книги»

ноябрь

6

 Библиотечный урок для 4 классов «Твои первые словари, справочники, энциклопедии».

декабрь

7

 Познавательный урок: «Угадай героя сказки»; «Жизнь и творчество К.Чуковского»

январь, март

8

Систематическое пополнение раздела «Школьная библиотека» на сайте школы

в течение года

9

Оказание индивидуальной помощи в подборе материалов для рефератов, сообщений, классных часов, оформления стенгазет и др.

в течение года

2.2  Массовая работа

1

 Книжно-методическая выставка «В помощь учителю»

в течение года

2

 Привлечение учащихся к систематическому чтению – это экскурсии в библиотеку, посвящение в читатели, знакомство с творчеством детских писателей, громкие чтения, Недели детской книги и т.д.

в течение года

3

 Мероприятия в помощь учебному процессу – это обзоры, викторины, мероприятия, которые проводятся в рамках предметных недель

 по плану школы совместно с учителями- предметниками

4

 Выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей

ежемесячно

5

Принимать участие в школьных мероприятиях

в течение года

 

2.3 Экологическое воспитание

 

1

 Выставка к Всемирному дню защиты животных: «Сострадание к животным»

октябрь

 

Выставка – обзор: «Жемчужина Сибири - Байкал»

январь

 

Выставка ко Дню птиц: «Крылатые вестники весны»

апрель

 

Выставка к Всемирному дню Земли: «Планета у нас одна»

апрель

 

Экологический час: «Вода-это жизнь», 4 класс

март

 

Урок-обсуждение: «Любить природу», 3 класс

апрель

 

Тематическая полка: «Нам этот мир завещано беречь»

в течение года

 

2.4 Воспитание здорового образа жизни

 

 

Тематическая полка ко Дню борьбы против курения

ноябрь

 

Лекция о вреде курения: «Губительная сигарета», 6 класс

ноябрь

 

Выставка к Международному дню борьбы со СПИДом

декабрь

 

Лекция: «Вирус сквернословия», 7-8 класс

февраль

 

Книжная выставка и беседа к Международному дню борьбы с наркоманией

март

 

Показ презентации, обсуждение: «Любопытство ценою в жизнь», 9 класс

март

 

Книжно-журнальная выставка к Всемирному дню здоровья:«Здоровье планеты – твое здоровье».

апрель

 

2.5 Военно-патриотическое воспитание

 

 

Выставка ко Дню Конституции РФ

декабрь

 

 

 

 

Выставка-обзор: «День неизвестного солдата»; «День Героев Отечества»

декабрь

 

Книжная выставка ко Дню Защитников Отечества

февраль

 

Урок мужества: «Служу Отечеству», 5 класс,6кл.

февраль

 

Книжная выставка ко дню памяти воинов- интернационалистов

февраль

 

Урок памяти о героях-пионерах: «Они не выбирали войну», 4 класс

февраль

 

Книжная выставка ко Дню космонавтики

апрель

 

Познавательная игра-путешествие: «Полет в космос», 2 класс

апрель

 

Урок-беседа: «Шаг за шагом – во вселенную», 4 класс

апрель

 

Книжная выставка ко Дню Великой Победы «Во имя жизни Родины своей»

май

 

Урок памяти: «Подвигу народа жить в веках»

май

 

2.6 Краеведческое воспитание

 

 

Выставка «Мой край родной – тебе мое сердце!»

в течение года

 

Книжная выставка о земляках – писателях, поэтах

В течение года

 

2.7 Нравственное воспитание

 

 

Выставка-обзор к Международному дню пожилых людей: «Пусть осень жизни станет чуть теплее»

октябрь

 

Выставка – обзор: «Самая прекрасная из женщин!»

ноябрь

 

Урок вежливости – урок доброты «Добра желаешь, добро и делай», 2 класс

ноябрь

 

Вечер полезного общения «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». 2-3классы

январь

 

Выставка к Международному женскому дню: «Милая мама - свет моей души»

март

 

2.8 Эстетическое воспитание

 

 

Ко дню знаний: «Здравствуй, школа!»

сентябрь

 

Ко дню Учителя: «Люди немеркнущей профессии»

октябрь

 

Новогодняя игра-викторина: «Сказка каждому нужна». 1-4 классы

декабрь

 

Всемирный день «Спасибо»: «Заряд тепла в твоих руках»

январь

 

День святого Валентина: «Миром правит лишь любовь»

февраль

 

Всемирный день поэзии: «Поэзия мир наделяет душой»

март

 

День смеха: «Веселью сопуствует успех»

апрель

 

Международный день семьи: «Семья – источник любви и уважения»

май

 

Международный день музеев: «Музеи - окна в мир людей»

май

 

III. Организация фонда библиотеки:

 

 

3.1 Работа с фондом учебной литературы

 

 

Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2016-17 учебный год. Составление отчета.

сентябрь

 

Работа с перечнем  учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и региональным комплектом учебников. Составление бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2017-2018 учебный год

ноябрь

март

 

Составление совместно с учителями- предметниками заказа на учебники

январь-февраль

 

Прием и обработка поступивших учебников

По мере поступления

 

Прием и выдача учебников. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам

Май-июнь, август-сентябрь

 

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

По мере поступления

 

Списание фонда с учетом ветхости и смены программ

сентябрь, октябрь

 

Составление электронного каталога «Учебники и учебные пособия»

в течение года

 

Обеспечение сохранности:

 -рейды по проверке учебников

-проверка учебного фонда

 -ремонт книг

 

апрель

июнь

в течение года

 

Изучение состава фонда учебной литературы (инвентаризация)

май, июнь

 

3.2 Работа с фондом художественной литературы

по мере поступления

 

Обработка и регистрация поступающей литературы в электронном каталоге

по мере поступления

 

Информация о поступивших изданиях и выдача изданий читателям

постоянно

 

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

 

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы

постоянно

 

Периодическое списание фонда с учетом ветхости

сентябрь, октябрь

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-библиотекарь:               В.Сирина

 

 

 

 

 

 

 

head/script.js